Печать

В Дагестане почти каждая высокая гора, по народному преданию, считается священной. Это отголоски язычества и зороастризма. Почитание гор – оролатрия – явление распространенное во всем мире, восходящее своими корнями к домонотеистическим религиям. И сегодня, согласно Ведам и буддистским текстам, легендарная гора Сумеру считается центром земного мира и местом пребывания небожителей. Всем известен и греческий Олимп – жилище богов.

На Дальнем Востоке, поклоняясь горам, нивхи оставляли на вершинах съедобные травы, табак, сладкие коренья, прося даровать счастливый путь. Алтайские тюрки, переходя через горы, ставили палки, украшенные множеством лоскутов и конских волос разных цветов. Монголы складывают на перевалах и вершинах высоких гор из камней большие кучи, называемые «обо» и, проходя мимо них, бросают в общую кучу камень, тряпочку. Такие же «обо» существуют в Тибете и других странах Центральной Азии. Подобного рода приношения оставляют на высоких перевалах якуты, камчадалы и другие народы. В Японии с древних времен гора Фудзи являлась священной и была предметом преклонения жителей страны. На вершине горы построен синтоистский храм Фудзи Сенгэн-дзиндзя, посвященный богине горы – Конохана Сакуя-химэ.

В Дагестане лакцы почитают Вацилу, гору возле селения Хури. Согласно поверьям, между двумя примыкающими друг к другу скалами, стоящими на вершине горы, может протиснуться лишь безгрешный человек, а грешника скалы задерживают. Бесплодные женщины, проскользнувшие между камнями Вацилу, могут надеяться на ниспослание им детей. Гора также являлась местом молитв о дожде, на ней совершались жертвоприношения, отмечались праздники. Название Вацилу восходит, по мнению советского исследователя Лаврова, к осетинскому Уацилле (Илье Пророку), которому лакцы молились, как и осетины, во время засухи.

Существует и легенда о Вацилу, согласно ей, нарт Бархху был влюблен в красавицу Пари. Решив по просьбе Пари создать близ места ее обитания море, он вырыл котлован. А выкопанную землю собрал и образовал гору, сказав при этом, что эта гора будет под солью – Ва («это» – цил («соль») – лу («внизу»).

На горе Джалган, которая расположена на стыке Предгорного Дагестана и Приморской низменности, находится святилище с могилой, в которой по одному преданию похоронен первый католикос Кавказской Албании Григорис, по другой версии – Святой Георгий Победоносец.

У табасаранцев особо почитаемым и священным местом считается горная пещера Дюрк, находящаяся у селения Хустиль. В преданиях утверждается, что пещера была жилищем древних обитателей края, и именно здесь хранится меч первого распространителя ислама в Южном Дагестане Масламы. По словам старожилов, в пещере якобы жили духи – эреллеры, и грешники не могли проникнуть внутрь, так как скалы у входа в нее смыкались и раздавливали их. Есть одна особенность пещеры – иногда в тихую погоду она вдруг начинает реветь, и ее «голос» слышен далеко в окрестных селениях. Считают, что так Дюрк требует жертвоприношений, которые в прошлом приносили, чтобы умилостивить дух пещеры. И сегодня люди приходят в это место помолиться и попросить о выздоровлении больных родственников. Во время стихийных бедствий здесь устраиваются коллективные моления, режут быка и раздают садака. В качестве дара пещере преподносят ковры и платки.

Шалбуздаг – главная природная достопримечательность Дагестана. Это одна из высочайших вершин – 4142 метра – юго-восточной части Главного Кавказского хребта. Существуют разные версии происхождения этого названия. Согласно одной из них, жили в с. Микрах два брата-праведника. Один неожиданно умер и был унесен стаей прилетевших белых голубей. Люди поднялись на Шалбуздаг, отыскали тело, похоронили его. А могила стала местом паломничества. И традиция навещать летом священную гору сохранилась до наших дней. Шалбуздаг – тюркское слово, означающее «Шалбуз гора». По преданию, Шалбуз – имя любимой жены Надир-шаха. Отсюда и название горы. Ученые же считают, что слово «Шалбуз» стоит в одному ряду со старинными географическими названиями с корнем Алп (Алб). Отсюда название древнего кавказского государства Албания, горы Алпрус (Эльбрус). Считают, что и название Альп тоже происходит от этого корня.

В андийской легенде повествуется о верховном боге Цобе и его сыновьях-близнецах Бахаргане и Моду от земной женщины. По наговору завистливых людей жестокие боги превратили одного брата в скалистую гору Бахарган, другого – в гору Моду, покрытую лесами. После смерти матери сердце ее захоронили в центре горы Моду, у ее подножия – один глаз, а другой – у основания горы Бахарган. Из глаз матери и по сей день текут слезы, со скалистой горы капает холодная, леденящая вода, с живописной горы Моду – теплая, целебная. Андийцы считали, что на вершине горы Бахарган жили божества.

На стыке границ Шамильского, Гунибского и Хунзахского районов есть гора Тлимеэр, что в переводе с аварского языка означает «Седло-гора». Испокон веков ходят легенды, что она недосягаема для простого смертного, что лишь человек с чистой душой может подняться на ее вершину. Говорят, что имам Шамиль во время одного из отступлений пытался со своим войском взойти на Тлимеэр, но, поднявшись на треть, был вынужден спуститься, так и не покорив вершину, так как начался страшный ураган, унесший жизнь нескольких мюридов. В 1937 году в восхождении на Тлимеэр участвовали 30 хунзахских комсомольцев, в том числе две девушки. Народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса сложил песню «Штурм Тлимеэра призывниками». В этой песне, широко популярной в те годы, со свойственным только Гамзату тонким юмором разоблачается легенда о будалал, о безреберном олене, якобы обитающем на вершине горы.

Одной из самых интересных достопримечательностей Цунтинского района является местность Кидилшайних – «Кукольная гора» – на вершине горы Согьа, где при раскопках обнаружено множество старинных бронзовых фигурок и оружия. Ранее это место было святилищем. Таким образом, почитание гор, горных пещер – древнее и распространенное во всем мире явление, которое вошло во многие религии мира, и отголоски его сохранились до наших дней.

Материал подготовила: Анастасия Куцевич