Опубликовано: 26 октября 2020 • Категория: Этника и жизнь
История люльки ведет свое начало с глубокой древности. Этот предмет, именно такой конструкции, какой используем мы, известен всем оседлым земледельческим народам мира. Не стали исключением и народы Дагестана.
Во многих дагестанских семьях люльки передаются из поколения в поколение и до сих пор остаются самым востребованным предметом горского быта. Про устройство дагестанской люльки, обряды и поверья, связанные с ней, рассказала Майсарат Мусаева, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук.
– Люльку с детским приданым для первенца доставляли из родительского дома матери ребенка, затем ее использовали и для всех последующих детей. Причем для последующих детей постельные принадлежности меняли. Первенцу приспособления для люльки (перетяжки, наколенные подушки, одеяльце) шились независимо от пола ребенка – очень нарядные, яркие, из дорогой ткани, на хлопковом подкладе, зимой – из велюра, летом – из парчи. В последующем яркие постельные принадлежности шили только девочкам.
Матрасы детские в летнее время набивали мягким сеном, и в течение лета несколько раз меняли на свежее. Зимой матрасы заполняли хорошо расчесанной шерстью и следили, чтобы она не свалялась.
Опубликовано: 04 сентября 2019 • Категория: Этника и жизнь
Гордость, достоинство, честь, нравственная чистота, скромность, благородство – черты характера, характеризирующие горянку. Она должна быть воспитана в соответствии с традициями своего народа и следовать по правильному пути. Если девушка будет помнить, что по ее поведению будут судить не только о ее морально-нравственном облике, но и о роде в целом, то она не свернет с намеченной дороги.
Время кружится в стремительном потоке, меняются время и нравы людей, но оно никоим образом не должно сказываться на человеческих ценностях – есть качества, которые должны быть неизменными во все века, на них мода должна быть постоянно. Скромная, чистая, порядочная девушка будет в почете всегда.
Передовые технологии изменили быт, а следовательно, и большую часть жизни современной горянки. Как же изменилась она сама? Какой была дагестанка несколько десятилетий назад и чем увлекается сейчас? С каким багажом она перекочевала из XX века в век XXI? Современная дагестанка жалуется на нехватку времени. А что бы она говорила, если бы ее перенесли в прошлое и ей пришлось бы делать работу своих предков? Сравним и представим на минуту горянок из двух тысячелетий, их двоих детей и мужей.
Опубликовано: 06 ноября 2018 • Категория: Этника и жизнь
История ювелирного искусства, да и в общем декоративно-прикладного искусства Дагестана имеет глубокие корни. Если обратиться к данным археологии, то есть сведения, что в Дагестане производили ювелирные украшения еще в эпоху бронзы. Конечно, эти изделия по своему декоративному оформлению архаичны и примитивны. Но уже в то время дагестанские мастера делали украшения из бронзы: кольца, перстни, браслеты, цепочки, подвески, различные булавки, заколки, подвески, фибулы – застежки для туники, а к мужскому костюму делали разнообразные нашивки из бронзы, бляхи и поясные пряжки и т. д.
Опубликовано: 03 марта 2019 • Категория: Этника и жизнь
Вечер добрый, друзья! Буквально на днях нам удалось посетить особенную выставку, авторами которой являются наши дагестанские авторы - Зайнуйдин Исаев, Елена Гапурова и Тагир Гапуров. Итак, спустя три дня и две ночи, наш материал готов ))
В мае 1998 года в зале Союза художников Дагестана состоялась первая выставка "Хатт-Асар, хоточинцы", участники которой были Зайнудин Исаев, Елена Гапурова и Тагир Исаев.
Идея, назвать группу "Хатт-Асар" пришла накануне выставки 1998 года. Хатт-Асар - составное слово. Слово "Хатт" - на дагестанских языках, во всяком случае, на аварском, имеет три смысловых значения: Первое значение - это рука, второе - почерк или письмена, третье - штрих или отметина. Слово "Асар" - имеет 2 значения: первое - произведение, второе - впечатление, воодушевление и в итоге, получается многозначное и емкое по смыслу название.
Опубликовано: 10 мая 2017 • Категория: Этника и жизнь
Совсем недавно в Этническом центре Махачкалы - проходила особенная выставка под названием "Сделано в Китае". Автор выставки - художник-лаккучу Габибулла Габибуллаев. Сегодня мы о ней и расскажем.
Сделать, то есть написать, нарисовать, изваять, построить и далее, по сути, в современном мире можно где угодно... мир "сравнялся", и даже если просачивается цивилизация или особые культурные коды, и тебе хочется им подпевать, все же очень трудно влиться, чтобы слиться с новой для себя традицией. Но возможно что-то тебя заденет, и будет просачиваться во всем дальнейшем творчестве тонкими, но устойчивыми нотами. А можно выучить язык, прожить 10 лет в стране, но не стать, например - китайцем, вернее поклонником и ретраслятором этой культуры. Gabo и не стал китайцем, он остался ЛАКЦЕМ.
21.01.2023 • Мудрые мысли
От земли до звезд не существует простого пути Сенека ... Читать далее