Вверх

Казалось бы, Дагестан - один единственный для всех дагестанцев. И все-таки у каждого дагестанца он свой.

Расул Гамзатов, 1968 г.

В 1948 году с художником кумыкского театра Владимиром Васильевичем Крюковым мы шли пешком из Гуниба в Кумух (бывш. Кази-Кумух). Узкая тропа огибала Турчидаг. Но вот горы стали расступаться, и наш попутчик, старик чабан, махнул рукой вперед и сказал: "Тумал". Это означало, что там живут лакцы. Впереди - высокие горы в бархате трав. Это было Лакку-к1ану - страна лакцев, а за ней висели в воздухе снежные шапки, осенявшие Южную часть Дагестана.

Мы стали спускаться вниз, тропа вела нас ммо селений Варай и Убры, и вот Кумух. В центре его небольшой пруд в окружении пирамидальных тополей. У здания лакского драм. театра толпятся приодетые люди. Над селом возвышщаются остатки старинной крепости Бургайкала, а на окраине, в голубом ущелье, угрюмо несет свои темные воды Казикумухское-койсу.

Красива страна лакцев. Темно-желтые скалы окружают селение Вицхи, взгляд поднимается вверх, окидывая постройки села Кара, среди огромного числа террасовых полей светлой полоской кажется селение Вихли.

Сложна история лакского народа. Здесь в V-X веках находилось государственное объединение Гумик (Туман), упоминаемое в литературных источниках. Позже образовалось Казикумухское шамхальство. В XIII-XV в.в. страна лакцев подверглась нападению монгольских кочевников. Шамхалы порой поддерживали их интересы, а народ был против незваных пришельцев. Ведь недаром до сих пор рассказывают в горах эпичекую поэму о Парту-Патимат, возглавившей борьбу с ордами Тимура.

В 1640 году шамхальство было уничтожено, управление перешло к хахлавчи - начальникам народных ополчений. В 1740 году Кумух был взят правителем Ирана Надир-шахом, а на следующий год он потерпел поражение под Согратлем. В битве принимали участие и лакцы. Затем страной управляли местные ханы.

Лакские аулы похожи на другие села Дагестана. Однако, в них можно подметить интересные архитектурные детали.Здесь, чаще чем в других местах, встречаются лестницы оригинального устройства: в глухую стену по диагонали вставлены каменные плиты, и расположены они одна над другой. Над домами можно увидеть слегка выступающие каменные навесы - "козырьки". В селении Бурши 112 затемненных арочных переходов. Подобные переходы можно видеть и в аварских селах, но все же пожалуй не в таком количестве.

Кумух, возникший на месте поля, где собирались старейшины, быстро стал  богатым аулом. Местная знать стремилась пышно украсить свои сакли. В стены их домов вделаны орнаментированные изразцы, сланцевые плитки с изречениями из Корана, в окна вставлены пропиленные деревянные филенки с замысловатым эпиграфическим (буквенным) орнаментом. Более старые дома украшены петроглифами.

лакские селения делились в старину на кварталы -мах1ла, при них имелись мечети и кладбище. Сейчас подобные деления почти не сохранились, но старики по-прежнему собираются на бывших площадках при мечетях, как и сотни лет тому назад, чтобы обсудить новости, встретиться с друзьями.

Мудрость дня

Зат Рана. 70 мудрых мыслей о нашей жизни

04.12.2018 • Мудрые мысли

Каждый год я ощущаю восторг от того, как много всего изменил, сколько всего нового выучил и как мало я в то же время знаю. Это помогает мне подвергнуть сомнению то, что раньше я считал неопровержимым. И это повод поразмышлять над тем, как я стал лучше и что этому поспособствовало. Я уверен, что ч ... Читать далее

Мы ♥ Ислам