Печать

Известно, что государство арабов возникло в У 11 в. Его создание связано с именем пророка Мухаммеда, сумевшего путем распространения новой религии (ислама) объединить племена Аравийского полуострова в могущественное государство. С 40-х годов VII в. начинается полоса арабских походов на Кавказ, в Туркестан, Малую Азию и Северную Африку.
К концу VII в. в Дербенте была установлена власть арабов.

В начале VIII в. арабский полководец Маслама безуспешно пытается проникнуть вглубь Дагестана к лакцам и аварцам. Этой цели достигли походы арабских войск под командованием Джарраха. Арабский историк Табари пишет: ''Арабы, разбив хазар в южном Дагестане, проникли в горы Дагестана и преодолели сопротивление жителей Хамзина и Гумика и разрушили, и разграбили в результате карательных походов Кайтаг и Таба-саран за отказ признать их власть". Джаррах сумел обосноваться в районе Дербента и превратить его в опорный пункт для дальнейших завоеваний.
В 735 г. арабы начали поход на Дагестан. На этот раз правитель Месопотамии, Армении и Азербайджана Мерван со стороны Аланских ворот двинулся с огромной армией ''в сторону хазар". Одновременно по его приказу со стороны Дербента двинулась большая армия вглубь Дагестана через Кюра и Хосрех. Арабский историк Баладзори пишет, что Мерван захватил Туман-шаха в плен и отправил его к халифу. Он также наложил на жителей дань в 20000 мер зерна и 200 юношей и девушек в качестве рабов.
В 739 г. арабы вновь совершили поход с северо-запада на юго-восток: Серир-Туман-Зерихгоран-Хамзин. Историк Табари пишет, что под Хамзином погибло много мусульман. ''Жители Тумана обязались доставлять ежегодно 150 девиц, 50 юношей и 20 000 мер зерна. Серир обязан был поставлять наместнику халифа ежегодно 1500 юношей и 500 девиц... и привозить в зернохранилище Баба (Дербент ) 10 000 мер зерна".
В 750 г. династия Омейядов в Аравии была свергнута. Власть в халифате заняла династия Аббасидов. Для упрочения своих позиций, вместе с войсками аббасидские вожди привезли в Дербент и рабочих для строительства опорных пунктов и мечетей. Дагестанский историк Алкадари, основываясь на разнообразных источниках, пишет, что арабский халиф заселил в Дербент 700 мусульманских семей, являвшихся выходцами из Сирии, Месопотамии и Мосула. Наряду со строительством крепостей арабы возвели в Дербенте и Кумухе однотипные мечети. И сейчас в Кумухе на внутренней стороне западной мечети сохранилась надпись: ''В 160 году (имеется в виду год хиджры) священную мечеть построили они ради благочествия ко всевышнему Аллаху Абу-л-Муслиму, да будет над ним милость всевышнего Аллаха".
В 825 году хиджры (1529 г.) в надписи были сделаны некоторые исправления, а в 1203 г. хиджру (1861 г.) ее обновил Эмир Мухаммед-хан.
В дальнейшем ремонтными работами надпись обновлялась. Ее читали русские ученые арабисты Д. Н. Анучин, посетивший Кумух в 1882 г., Д. Б. Бушаев в 1894 г., А. М. Алиханов - Аварский и Казубский в 1902 г.
В 1329 г. хиджры (1911 г.) надпись "с усердием обновила община, да продлит Аллах жизни (общины) в покорности" - писал Абд-ал Халик Каджатуд. Политика аббасидов в Дагестане, в частности в Лакии, несколько отличалась от политики омейядских халифов. Наместники аббасидских халифов, вместо грабежа и взысканий дани, стали переходить к систематическому освоению подвластной им территории.