Вверх

В возникновении, становлении, развитии и защите первого могущественного общедагестанского многонационального государственного образования - Казикумухского шамхальства, охватывавшего почти весь Дагестан, Чечню и Северный Азербайджан, сыграли выдающуюся роль казикумухские шамхалы, родословная которых восходит к роду пророка Мухаммеда.

Как отмечал основоположник лакской историографии Саид Габиев, «Первый валий Кази-Кумуха, назначенный Абу-Муслимом для управления новообращенным краем, был Шах-Баал - основатель династии шамхалов в Дагестане. Целых девять веков правили шамхалы страной лаков, но о деяниях их, вплоть до шестнадцатого века, ничего не известно, пока они вместе с кумыками не приняли подданство России. Все, что было в Лакии в правлении шамхалов, окутано каким-то таинственным мраком, завешано непроницаемым пологом. Лишь один «Сборник адатов» в маленьком виде дошел до нас и дает смутное понятие о правлении шамхалов».

Все же сохранились скупые, но яркие сведения о героической борьбе дагестанцев против могущественных иноземных завоевателей, проникновении ислама в Дагестан, роли казикумухских шамхалов в исторических судьбах лакского народа и Дагестана в целом.

Следует подчеркнуть, что Кавказ, в том числе и Дагестан, издревле являлся регионом особых захватнических устремлений Арабского Халифата, Римлян, Византии, Ирана, Турции, татаро-монголов и т.д., что дало основание У. Шекспиру сказать: «Кавказ на твердой ладони Земли - как раскаленный уголек».

Арабы более прозорливо определили стратегические преимущества завоевания Дагестана, сделав своей основной военной базой на Кавказе Дербент, и умело использовав исламский фактор в своих далеко идущих целях. Нужно ли удивляться, что и ныне в иных арабских странах лелеют несбыточную мечту о возрождении великого Халифата и особой роли Дагестана в этом.

Впервые ислам появился в Дагестане вместе с воинами Халифата еще при Халифе Омаре (634-644 гг.), спустя десять лет после смерти пророка Мухаммеда. В 642 году арабами были захвачены столица Кавказской Албании и Дербент, но хазары вынудили их уйти. Второй раз они появились в Дагестане в 693 году. В 708, 709 и 716 годах арабский полководец Маслама ибн Мерван ибн-Абдул-Малик трижды захватывали Дербент. Однако ему не удалось здесь закрепиться. В 721 году арабский наместник на Кавказе Харис ибн-Амру через Зака-тальские перевалы вторгся во внутренний Дагестан. В 722 году арабский полководец Джаррах ибн-Абдуллах захватил Шаброн, города Дербент, Хасин - Тарту, Варачан - Хамзин, Семендер, Беленджарт Эндере. Хазарский принц Барсбек вьшудил его покинуть Дагестан через Лекетскую дорогу в Закавказье. Он, отступая, грабил местное население и угонял скот. Один из христианских правителей - Туман-шах пытался воспрепятствовать этим разбойничьим действиям арабов, но был разбит ими и взят в плен. Впоследствии Маслама, которому в свое время Туман-шах помог уйти по этой же дороге в Закавказье, вернул его обратно.

В 724 и в 725 годах Дисаррах совершил безуспешные походы в Хазарию, за что был отстранен Халифом от наместничества на Кавказе.

В 726 году новый арабский наместник Кавказа Маслама послал в Дербент полководца Саида ибн-Амра ал Хараши, который захватил город и его орестности, но хазары отбили их и погнали арабов до Армении. В 728 году Маслама повторил безуспешный поход против хазар. Через год сами хазары вторглись в Закавказье и вернулись с огромной добычей. Халиф отстранил Масламу от наместничества в Дагестане и на его место назначил Джарраха, который через Дарьяль-ское ущелье вторгся на Северный Кавказ.

В 731 Халиф вновь послал на Кавказ Масламу во главе тридцатитысячного войска. Они захватили Дербент, но не смогли удержать его.

Маслама, убедившись в том, что одними военными действиями не овладеть Восточным Кавказом, решил использовать исламский фактор, прекратить произвол в отношении местного населения, заключить союзы с местными правителями и привлечь за особую плату для участия в воинах коренных жителей. Он вновь овладел Дербентом, укрепил и благоустроил цитадель, улучшил водоснабжение города, построил Джума-мечеть и сделал Дербент основной базой на Кавказе. В его окрестностях он поселил двадцать четыре тысячи сирийских мусульман.

В 732 году Маслама совершил религиозный поход в Нагорный Дагестан, посетил Туман и Гумык (Кумух), заложил в Кумухе соборную мечеть, строительство которой было завершено в 777 году. Маслама централизовал систему административного управления краем, определил Кумух в качестве резиденции правителя всего Дагестана и назначил на должность наместника - правителя Дагестана (Валия Дагестана) ку-рейшита потомка дяди пророка Мухаммеда - Аббаса - Шахбала ибн -Абдуллах ибн - Аббаса. Последующие шамхалы также являлись выходцами из этого же рода. Маслама сделал много для мирного распространения ислама в Дагестане. В 733 году вместо него наместником Кавказа был назначен его двоюродный брат Мерван ибн - Мухаммед, который в том же году во главе сорокатысячной армии совершил неудачный поход на Дагестан.

В 737 году сто пятидесятитысячная армия Мервана вторглась в Дагестан. Через год он снова совершил поход в Нагорный Дагестан, обложил его большой данью. Туман ежегодно должен был поставлять арабам двадцать тысяч мер зерна и двести юношей.

В 738 году Сахиб ас-Серир (Хунзахский правитель) присягнул на верность Халифу.

В 738 году при появлении войск Мервана в Кумухе Шахбала укрылся у Туман-шаха. Сам Туман-шах был захвачен и отправлен заложником в Халифат. После этого почти 350 лет шамхалы находились в Южной Лакии с резиденцией Кумух - Цыйшинский. В целом с середины седьмого до конца восьмого века Дагестан пережил 23 масштабных воин.

После ухода арабов Серир распространяет свое влияние на Северную Лакию. Кумух становится второй столицей Серира и здесь находилась казна Сахиб ас-Серира. Характерно, что в это время в Кумухе исповедывали мусульманство, а в Серире - христианство. Однако, приглашенные Масламой знатоки Священного Корана Сейи-ди - потомки пророка, постепенно, последовательно и целенаправленно насаждали в Нагорном Дагестане ислам и добились в этом успеха.

Шамхалы же породнились с Туман - шахами, переняли их символику власти и некоторые горские обычаи и традиции. В это время в Южной Лакни вместе с семьями были расселены грузинский князь Липорит Багваши Орбелиани (Триолетский эристав) и его сторонники, которые потерпели поражения в 1097 году в междоусобной войне с Давидом Строителем, были захвачены и высланы в изгнание в горы.

К IX веку нашей эры началось постепенное освобождение народов Северного Кавказа от власти хазар и Арабского Халифата.

В X веке в Дагестане существовали раннефеодальные государства: Баб-аль-абваб (Дербент), Лакз, Табасаран, Хайдак, Гумик (Кумух), Зирихгеран, Серир (Авария), Карах (Уркарах) и Филан.

В десятом и одиннадцатом веках шамхалы оказались втянуты почти в столетнюю войну за выживание и освобождения от Серира.

Гумик поддерживал постоянные контакты с Аланом (Осетия). В Х-ХП веках н.э. лакцы занимались преимущественно скотоводством и отличались своей воинственностью. Исторически они были связаны с Закавказьем, минуя Дербент. В описываемое время общественно-политический строй Лакии отличался разобщенностью. Так, по словам арабского историка Ал-Масуди, жители Гумика «не подчиняются никакому царю, но имеют начальников - руаса».

Кумух, хотя и был одним из центров владычества арабов в Дагестане, куда начал проникать ислам еще в VIx-VIII веках н.э., до середины X-XI вв. оставался христианским. Когда была утверждена власть арабского ставленника, власть местных вождей не была упразднена во всех 6 военно-административных единицах.

В середине Х1-ХП веков Гумик выглядит как единое и наиболее крупное владение. В XIII веке на базе Гумика возникает восстановленное Казикумухское шамхальство и оно выступает активным организатором и участником борьбы против татаро-монгольских завоевателей.

Таким образом, к концу XIII в. на политической карте Северо-Восточного Кавказа возникает государственное образование с центром Кумух. Начинается возрождение лакской культуры, нарушенной арабскими завоевателями.

Как сказано выше, в эпоху арабского господства в Кумухе возвысился феодальный род Шахбалов, один из представителей которого при их поддержке сделался правителем Дагестана и арабы отдали под его правление средний и приморский Дагестан. В его подчинении некоторое время находились Авария и Дарго. За Шахбалой же было закреплено и право взимать налоги и с многих других обществ. Власть Шахбалы распространялась и на всю Чечню, а Цахур и Голода были объявлены личной собственностью Шахбалы.

В 1222 году полчища Чингисхана захватили Дербент, а в 1235-38 годах - весь Северный Кавказ. В 1239 году они разрушили Рича, а Кумух брали и уничтожали несколько раз. В 1240 году монголы окончательно утвердились здесь. Многие города и села Дагестана были превращены в руины, жители угнаны в рабство. Нередко они натравливали дагестанские племена друг на друга. Например, в 1318 году Хунзахский нуцал и Кайтагский уцмий напали на Казикумухское шамхальство.

Начиная с XIII-XIV веков в горах Дагестана, в том числе в Ла-кии, получают распространение арабский язык и письменность, возрастает интерес к историческим сведениям. В 1290 году Мухаммед Аваби Акташи написал «Дербент намэ», в 1313 году Мухаммед - Ра-фи из Ширвана написал «Тарихи Дагестан».

В 1396 году Тимур разгромил «Золотую орду», напал на горный Дагестан, в том числе Лакию, и опустошил их. Он потребовал, чтобы дагестанцы повсеместно приняли ислам. Завоеватели сеяли смерть, и все было залито кровью.

В этот час испытаний горцы объединились, забыв о своих недавних разногласиях. Когда полчища Тимура двинулись на Акушинские селения, объединенный отряд лакцев и аварцев во главе с шамхалом атаковали их, но были разбиты.

Особо ожесточенное сопротивление врагу оказали жители сел Кули и Тауса. Причем в боях с врагом принимали участие и женщины. Осада этих крепостей длилась несколько месяцев. Большая часть жителей указанных селений была уничтожена. Из тел убитых защитников крепостей отряды Тимура построили холм для устрашения.

По словам летописца Йезди «... а те, которые остались в живых, оказались бродячими, растерянными и бездомными». Тем не менее, местные жители под натиском превосходящих сил врага уходили в горы, устраивали засады, сбрасывали на врага со скал камни, создавали завалы.

Легенда гласила, что в боях с войсками Тимура отличилась лакская Жанна Д-Арк - Парту Патима. Ее могила долгое время считалась святым местом.

Ожесточенные бои шли и за Кумух. Захватив его, Тимур назначил здесь своего ставленника. С этого времени мусульманская религия становится господствующей в Дагестане.

Казикумухское шамхальство после освобождения от зависимости татаро-монголов значительно усилилось. Оно занимало территорию, простиравшуюся от Кабарды - реки Терек на юг до границ Кайтага и от Каспийского моря до центрального Нагорного Дагестана и объединяло большое число народностей; лакцев, ногайцев, агулов, часть аварцев, лезгин и т.д. Столицей шамхальства по-прежнему был Кази-Кумух. Оно могло выставить до 100 тысяч войск. Шамхалов называли валиями Дагестана, падишахами, эмирами эмиров. Академик В.В. Бартольд писал: «В Дагестане самым могущественным был шамхал Казикумухский».

Воевода Н. Вельяминов в 1619 году писал: «Алибек по всей кумуцкой земле волен, все полагаются на него, и Ильдар (Тарковский) слушается во всем».

К этому времени в зависимости от шамхальства находились так же Зирихгеран, Гидатли. Андийский союз сельских общин. По сведениям Мухаммеда-Рафи: «Шамхалы взимали подати почти со всего Дагестана, а в отдельные периоды власть шамхала распространялась на весь Дагестан».

Мухаммед-Рафи в «Тарихи Дагестан» отмечает: «Народы Карахи ежегодно платили шамхалу 500 голов овец, народы Кусраха - 300 голов овец, а для наследника шамхала - 400 голов овец, за предоставление им пастбищ, принадлежавших шамхалу (гора «Кусрах»), - 1000 голов овец, народы Хиндалал за каждые 4 года должны были платить по одной овце с дома, народы Чамалал - 500 голов овец, Тиндалал - 20 быков. Арчу - 130 овец, а для наследника шамхала - 30 баранов, Хумза - 700 баранов, 700 мерок пшеницы, 60 мерок меда, Анди - по одному быку и 8 штук войлоков. С городов Кадар и Аркас - половину того, что было назначено для Хумза, с жителей Тумал - по барану и по мерке пшеницы с каждого дома.

С города Костек - с каждого дома по рыбе, с города Таргу - с каждого дома - два саха риса. С Губдена - 100 баранов, с Костека -170 буйволов. Усиша и Акуша - 300 быков, с жителей Сюрха - с каждого дома по одному дирхему, с жителей Цудахар - 50 быков, с жителей Унчукатль и Кунды - 60 ослов, навьюченных маслом. С города Зирихгеран (Кубачи) за пользование пастбищной горой - 30 мерок пороха и 50 баранов. С жителей сел. Иргана - по мерке хлеба и за пользование пастбищной горой Заштат - 80 овец, с жителей Баклал (Гумбет) - 30 быков и 30 баранов. За пользование пастбищными горами Цагур и Голода - 50 овец, с общества Ришож и Мукрах - 70 баранов, с общества Кюринцы - 100 жеребцов и 100 кобыл».

В социальном плане шамхальство состояло из многочисленных мелких феодалов, беков, узденов, казаков и рабов (лагов). Представитель шамхала в Кумыкии назывался Крым - шамхал.

В конце XV века упоминается о паломничестве. Возрастает религиозное и светское образование.

В XV веке Али из Кумуха сочинил «Ал-Мухтасар» - религиознофилософский трактат, который комментировали ученые Дагестана и Египта. Кумухец Мухаммед в 1528 году написал на арабском языке «Мысли о смерти» и на лакском языке - «Начало правды». В Лакии появились ученые - известные крупные знатоки мусульманского права: арабист Саид-Ахмед Хусейни сочинил «Вакф аль мурад». Можно полагать, что к началу XIV в. была завершена мусульманизация дагестанцев и религиозные войны велись за пределами шамхальства.

В Кумухском медресе обучали детей религиозным канонам, арабскому языку, математике и логике. С этого времени за усердие в распространении ислама Кумух стал называться Гази (Кази - Кумух) - воитель за веру.

К исходу XVI века Кавказ становится ареной противостояния могущественных держав - России, Ирана и Турции. Это серьезно тревожило владетелей Дагестана. В 1578 году на Кавказ вторглась турецкая армия, а через 4 года - войска Крымского хана. В 1583 году на реке Самур турки разбили иранские войска.

В 1582 году в Кумухе произощло крупное выступление против турок, которое было подавлено, а Кумух был опустошен. По договору между Турцией и Ираном от 1590 года Дагестан попал под владычество Турции.

Шамхальство стало наследственным и перестало передаваться по старшинству.

В 1525 году в Кумухе жил ученый-арабист Али-Муртазали, перу которого принадлежат книги; «Х1акъмунил авва» на арабском языке и «Алжандалул хьиривусса пикрирту» на лакском языке. Абдул Багир из Ахара в 1601 году переписал толковый словарь арабского языка. Мухаммед из Кули в 1663 году переписал грамматику арабского языка.

Во второй половине XVI века Казикумухское шамхальство стало объектом особых геополитических притязаний России, Турции и Ирана. Враждебно к нему относились также Грузия, Кабарда, Черкесия. В этих условиях шамхальство рассчитывало на поддержку Турции.

В 1558 году шамхал обратился к Москве с просьбой оградить его «от холопов своих, от черкесских князей». Однако Иван Грозный послал по морю из Астрахани с войсками воеводу И.С. Черемысова, который захватил и сжег Тарки и взял много пленников. Более того, в 1567 году была заложена крепость Терки и русские вынудили шамхала согласиться на строительство еще одной крепости на Овечьих водах. В интересах поддержки шамхала в 1569 году турки совершили поход на Астрахань и царь в 1571 году снес эти крепости.

Из-за отказа шамхала идти на войну вместе с Турцией, Кумух был подвергнут страшному разорению и лакцы с оружием в руках выступили против турецких янычар. Воспользовавшись этим, русские построили Терский острог на реке Терек.

В дальнейшем продолжались дипломатические уловки всех конфликтующих сторон и военный нажим России на шамхальство.

В 1593 году русский отряд во главе с А.Х. Хворостиным захватил Тарки, но шамхал вынудил их уйти с большими потерями. В этих боях на стороне шамхала участвовали и аварцы.

Тем не менее шамхал Сурхай, трезво оценив обстановку, в 1603 году согласился на покорность Москве.

Несмотря на это, в 1604 году состоялся поход Бутурлина на Ка-зикумухское шамхальство, и он заложил крепости в Тарках, Турали и Эндири. Это сопровождалось грабежом населения, что возмутило лакцев, аварцев и даргинцев.

Владетели дагестанских земель объединились, осадили и сожгли крепость на Сунже, вынудили Бутурлина уйти и из других крепостей.

В начале XVI века иранцы захватили Дербент и возникла угроза всему Дагестану. В силу этого шамхал снова дал понять России о желании «быть под царской рукой». В 1610 году Гирей и Алибек Кази-кумухский приняли присягу на русское подданство. Однако Россия начала проявлять двуличие и стремление к расчленению шамхальства. К началу 1615 года фактически шамхальство обособилось на Лакию и Кумыкию.

После смерти Гирея правителем Тарковского удела становится его брат Ильдар.

В 1623 году Ильдар становится Казикумухским шамхалом. В 1635 году Ильдар умер и его место занял Айдемир. В 1640 году Ай-демир был убит и Казикумухским шамхалом стал Сурхай Тарковский.

Козни врагов единого шамхальства в целях его ослабления методами внешнего давления и организации внутренних распрей достигли своего апогея. В 1640 году жители Кази-Кумуха изгнали из села шамхала Сурхая, так как он пытался собрать с Лакии подать. Это явилось началом конца величия Лакии, инициатором которого были Алибек и ряд влиятельных кумухцев.

Этому предшествовал ряд негативных процессов внутри самого Казикумухского шамхальства и вокруг него. Так, в 1574 году умер последний шамхал Чупан, удерживавший все обширные земли от Ка-барды и Тарки до Кайтага, от моря до аварского ханства.

После смерти Чупана его сыновья в явочном порядке захватывали части шамхальства и основали свои самостоятельные владения: Султан Махмуд - Эндиреевские владения, Сурхай - Тарки и Казику-мух, Андий - Кафир Кумух, Герей - Гели.


По книге С.К. Каммаева - "Легендарная Лакия"

Мудрость дня

Иди рядом

06.06.2020 • Мудрые мысли

Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым. Индейская мудрость ... Читать далее

Мы ♥ Ислам