Печать

В жизни человека брак – исключительное по важности событие, зачастую определяющее всю его последующую жизнь. Недаром наши предки очень ответственно относились к этому шагу.

К примеру, на Руси невест выбирали родители, посоветовавшись с духовником семьи. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями.

Зачастую, молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т. е. неизвестная, неведомая. А «суженый» – от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха посылает сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.

Крестьяне устраивали смотрины невест на играх – хороводах, где и девушки, и парни показывали свою сноровку. Умение и выносливость узнавали на полевых работах.

Чтобы узнать, хороша ли девушка лицом, парни подглядывали ее возвращение из бани, когда на лице не было ни румян, ни сурьмы. Когда выбирали невесту, прежде всего обращали внимание на то, как она работает, что умеет делать, – в семье жениха она была нужна еще и в качестве работницы. Белоручку могли и не засватать.

В Дагестане невесту для сына также, как правило, выбирали трудолюбивую, работящую.

Из века в век считалось правильным выбирать невесту по матери. Люди говорили: «На ухоженном поле и пшеница добрая. У хорошей матери и дочь должна быть такой же».

Любопытно, что у лакцев в некоторых селах, специализировавшихся на гончарном производстве, невесту выбирали по размеру ноги: чем больше – тем лучше, потому что ей в будущем нужно было месить ногами глину для изготовления керамики, чем очень славился лакский народ. Как и все дагестанцы, лакцы старались выбрать невесту и выдать девушку в своем тухуме. Ну, а если девушка или юноша были из разных тухумов, то обязательно семья жениха должна была быть по происхождению не ниже семьи невесты.

Рутульцы же выбирали невесту исключительно из числа своих родственниц. Выбор невесты осуществлялся родителями жениха, без его обязательного на то согласия. Затем в их доме созывался совет, где присутствовали все родные. Здесь говорили и обсуждали все положительные и отрицательные стороны семьи еще несостоявшейся невесты. Слово на совете давали каждому. Финальное и самое главное слово предоставлялось старейшинам совета. Случалось и так, что совет мог отказаться от выбранной кандидатуры. Родители жениха возразить не могли и соглашались с этим.

Гамзат Цадаса приводил интересные адаты о браке аварцев. В горах среди аварцев считалось необычным, когда кто-либо женился по любви без обручения с малых лет. Дети должны были выполнить волю родителей в вопросах женитьбы. Родители старались найти невесту для своего сына еще тогда, когда он лежал в люльке, крайним сроком считался возраст 10-12 лет. Родители дочерей сами никогда не искали женихов для них, это считалось недостойным. При решении вопроса выбора спутника жизни для дочери основное значение имело имущественное положение сторон: если жених был равного состояния или выше, то обручение могло состояться, а если беднее, чем девушка, то, как правило, получал отказ.

Если обручение состоялось, то ни жених, ни невеста по достижении зрелого возраста не имели права нарушить обручальный договор, даже если они друг друга не любили.

В девушках-невестах ценились трудолюбие, здоровье, выносливость и, конечно же, красота.

Даргинцы в прошлом при заключении брака также требовали, чтобы жених и невеста происходили из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий, однако немаловажное значение имели и личные качества невесты.

Сегодня все большее число молодых людей вступает в брак по своему выбору, невзирая на материальное и социальное неравенство. Однако может, стоит прислушаться и к мнению родителей, ведь они плохого не посоветуют...


Материал подготовила: Гульнара Меджидова