Большим праздником в лакском селении была свадьба.
Свадебные обряды при общем сценарии имели в разных селениях свои варианты.
Собственно свадьбе предшествовали ритуалы, связанные с выбором девушки - невесты, ее сватовством и обручением.
Непосредственно перед свадьбой невеста подвергалась недельному затворничеству, во время которого она проводила время со своими подругами, развлекавшими ее и шившими для нее свадебную одежду. Затем она переходила в дом "аьрхlял щар" - женщины из числа родственниц, избранной родителями невесты на весь свадебный период, чтобы опекать ее. За несколько дней до свадьбы в другой дом - к своему опекуну переходил и жених. Из этих домов жених и невеста производили ритуальное посещение своих родственников по их приглашению, которые обставляли эти приемы со всевозможной пышностью. Хозяева старались не только хорошо угостить молодых людей с их свитой, но и организовать для них развлечения: приглашались музыканты, певцы; здесь молодежь проводила время в танцах, играх, рассказывании забавных историй.
До начала свадьбы производился обряд религиозного оформления брака - "махар". На заключения махара требовалось согласия жениха и невесты, выраженное при двух поверенных, а также согласия родителей или, при их отсутствии, ближайших родственников. Махар предусматривал материальное обеспечение жены на случай смерти или развода некоторым количеством денег. В день перехода невесты в дом жениха или в предшествующий этому вечер несколько женщин от нее шли в дом юноши и совершали там обряд занавешивания угла комнаты, предназначенной для молодых; здесь должна находиться их брачная постель. Туда же несли часть приданого невесты, чтобы обставить комнату молодых. В вечер, предшествующий проводам невесты в дом жениха, у невесты устраивались танцы с приглашением сельской молодежи. После танцев, на которых присутствовала и невеста с подругами, незамужняя и не женатая молодежь оставалась на всю ночь и проводила в играх и развлечениях. В некоторых селеньях эти сборы назывались "бейбутулухун батlин" - "собраться за альчикамибабками". В комнате молодежь располагалась у противоположных стен, отдельно ряд девушек и ряд юношей. Каждый присутствующий бросал альчик (игральную кость) в порядке определенной очереди, и тот, чей альчик попадал в штрафное положение, должен был выполнить пожелания присутствующих: спеть, станцевать, рассказать что-нибудь смешное, назвать имя нравящегося юноши (девушки), подражать повадкам какого-либо животного и т. п. Невыполнение наложенного штрафа влекло изгнание с вечеринки. Игра, продолжавшаяся всю ночь, прерывалась угощением и танцами.
В день свадьбы, которая начиналась одновременно в дом жениха и невесты, во второй половине дня от жениха посылали делегацию за невестой. В некоторых селениях послов за невестой посылали по нескольку раз с приглашением трогаться в путь. Они пели у ее дома песни, содержащие ей похвалу, приглашали ее к выходу. Свадебный кортеж невесты составляли мужчины и женщины, посланные за ней от жениха, ее подруги, опекунша, а также многочисленные родственницы и родственники и просто зрители. Сопровождавшие невесту женщины несли факелы, светильник или горящую лампу, если даже процессия двигалась в светлое время дня, а также сундук или узлы с приготовленной едой, разнообразными ритуальными печениями, которыми в первую брачную ночь должны были угощаться жених, его друзья и опекун, провожавшие его к невесте, а на следующее утро украсить стол в комнате новобрачных.
Выходя из родительского дома, невеста брала с собой два хлебца, один из которых бросала за воротами своего дома, другой - во дворе жениха, как только входила в него. Это символизировало желание невесты жить отныне в достатке в доме мужа, не нуждаясь в родительской помощи . При выходе из родительского дома и входе в дом жениха перед свадебной процессией невесты жгли костры; они могли также разжигаться многократно по пути следования свадебного поезда. Молодежь села преграждала путь свадебному поезду, от них "аьрхlял щар" откупалась хлебом и халвой. Перед домом жениха расстилали ковер, по которому молодая входила в дом. Ковер этот поступал в ее собственность, как и скотина, которая выводилась ей навстречу и которой тут же отрезали кончик уха.
У ворот невесту встречала будущая свекровь со словами: "Да принесешь ты к нам благополучие, счастье и богатство, да не умрешь ты, пока не увидишь у своих колен твоих правнуков", - и давали ей ложку меда и специально приготовленной сладкой воды из кувшинчика, после чего заставляли поглядеть в зеркало. Все это, по представлениям лакцев, должно было обеспечить молодой в доме мужа сладкую и светлую жизнь.
Элементом встречи лакской невесты был и особый коллективный древнейший танец "гиргичу", который исполнялся ближайшей родней жениха под особую мелодию, отличную от мелодии общераспространенной лезгинки. Это был танец сбывшегося желания, исполнением его родня жениха выражала свою радость по поводу того, что избранница семьи находится уже на пороге их дома.
Входящую в дом жениха невесту осыпали сластями и зерном. Введя ее в предназначенное молодым помещение, сажали за занавеску на подушки . Опекунша стелила брачную постель и перекатывала по ней маленького мальчика с пожеланием иметь только сыновей.
На следующий день в доме молодого продолжалось веселье, к молодой приходили женщины с поздравлениями, а родственники мужа одаривали ее деньгами или украшениями. После этого и сама молодая их одаривала в соответствии с полученными от них подарками.
В один из последующих дней происходил обряд приобщения молодой к труду: подруги и родственницы вели ее за водой к источнику. Сопровождавшая их "аьрхlял щар" раздавала встречным куски хлеба с халвой.
Через несколько дней после окончания свадьбы или прошествии нескольких месяцев молодых приглашали к себе родители новобрачной и после угощения богато одаривали их подарками.
Особо следует отметить зрелищно-развлекательную часть свадебного церемониала у лакцев, которая выражалась главным образом в действиях ряженых. Ряженый, шут был непременным участником свадебного торжества всех народов Дагестана. Свои функции ряженые выполняли обычно в день перевода невесты в дом жениха. Костюм ряженого состоял чаще всего из овчинной шубы, вывернутой мехом наружу, и маски из овчины и войлока с приделанными к ней матерчатыми рогами, усами и бородой из овчины. Выходя навстречу процессии с невестой, ряженые начинали кувыркаться, устраивали между собой потасовки, толкотню среди публики, могли разыгрывать небольшие бытовые сценки. Была и другая категория ряженых -"аьрав" и "къазакъ", которые в некоторых лакских селениях участвовали во встрече почетных гостей из других населенных пунктов. "Къазакъ"- девушки, переодетые в мужские костюмы, - несли подносы с подарками от гостей; "аьрав"-замазанные сажей молодые люди - сопровождали их и старались схватить что-то с подносов. Между ними завязывалась шуточная борьба.
Сейчас исчезают многие старые обычаи и обряды традиционного семейного и общественного быта. В современной свадьбе, хотя и в видоизмененном и упрощенном виде, сохраняются и органично взаимодействуют с новыми элементами те из традиционных ее ритуалов, которые не противоречат нравственным и эстетическим представлениям современного человека. С сожалением можно отметить, что многие традиционные развлечения, праздники, как и некоторые произведения фольклора лакцев, ушли в прошлое и не известны не только молодому поколению, но и людям среднего возраста. В большей степени это относится к лакцам - горожанам. Проблема эта не только лакская - общедагестанская.
21.01.2023 • Мудрые мысли
От земли до звезд не существует простого пути Сенека ... Читать далее