Вверх

В деревне Адзюбжа Очамчирского района Абхазии еще в прошлом столетии жили чернокожие абхазы.

Издавна в Абхазии проживало множество национальностей. Здесь обитали представители многих этнических групп почти со всех континентов земного шара. Однако присутствие там африканцев все-таки несколько неожиданно.

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа, как и многие абхазы, говорили также по-русски. Большая их часть была ассимилирована, многие покинули Абхазию, переселившись в соседние Грузию и Россию, а также и за их пределы. В наши дни абхазские африканцы растворились среди окружающего населения.

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Историки сходятся в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии, тогда она входила в состав Османской империи, скорее всего, произошло в XVII веке. По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе для работ на плантациях цитрусовых.

Чернокожие абхазы

Есть еще одна версия, связана она с именем грузинского князя Абашидзе. Якобы в 40-х годах XIX века этот князь-альтруист оптом выкупил на невольничьем рынке в Турции полтора десятка негритянских семей, наградив их при этом не только свободой на абхазской земле, но и фамилией Абаш. Чернокожих Абашей еще в 20–30-е годы прошлого столетия было в Абхазии предостаточно, особенно в труднодоступных селениях, где по причине естественной географической изоляции ассимиляция шла значительно медленнее, чем в больших равнинных селениях.

Существует также теория, в соответствии с которой, «афроабхазы» являются потомками абиссинских и эфиопских солдат из армий византийских императоров, часто бывавших на Южном Кавкае в конце первого тысячелетия. Эту теорию отстаивал Дмитрий Гулиа (1874 – 1960), чернокожий абхаз, лингвист, этнограф и историк. В подтверждение своей правоты Дмитрий Гулиа собрал обширный глоссарий слов и топонимов, практически одинаково звучащих в египетском (коптском), эфиопском и абхазском языках.

По другой легенде, к появлению негров в Абхазии причастен Петр Великий: он якобы ввозил в Россию много арапов, и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям. По свидетельству кандидата исторических наук Игоря Бурцева, таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков. И все же из числа приведенных легенд и целой массы прочих предположений большинство этнографов отдают предпочтение «турецкой теории» афрокавказского феномена. Однако, возможно, верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них де-факто не исключают, а дополняют друг друга.

Абхазские негры

Заинтересовавшись этой проблемой, Максим Горький в 1927 году вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанба посетил село Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки, и после сравнения полученных сведений с доступной ему литературой, он счел эфиопскую версию происхождения абхазских негров более достоверной. Однако они по бумагам числились абхазами и исповедовали ислам.

Об этих людях писала и Светлана Аллилуева, дочь Сталина: «До сих пор в горах Абхазии осталось негритянское население. Мусульманские черные деревни Абхазии жили немногим лучше, чем их предки в Африке: почти полная неграмотность, бедность».

Наш современник журналист Владимир Гальперин приводит интересный факт про современных потомков шави-каци (черных людей), как называли абхазы чернокожих: «Впрочем, не в поднебесье Кодорских скал, и не в «крытой тростником хижине», а в хрущевской сухумской пятиэтажке на улице Эшба до сих пор живет семидесятивосьмилетняя Нуца Абаш. В интервью московским журналистам Нуца с удовольствием рассказывает, что по семейным преданиям ее предки привезены были из Турции вместе с другими чернокожими соплеменниками.

Нуца Абаш с семьей

Родилась и выросла Нуца в селе Адзюбжа, упоминавшемся как в рапорте адмирала Исакова, так и в давнишней статье газеты «Кавказ». Папа Нуци был самым настоящим чистокровным негром, а мама – абхазкой. Внешне Нуца мало отличается от своих африканских прародителей, а вот ее дети и дети их детей почти совершенно утратили «чернокожесть».

В свое время в Тбилисском медицинском институте Нуца получила диплом акушера-гинеколога, там же вышла замуж за русского парня Семена Бобылева. Переехав с семьей из родного села в город Сухуми, Нуца потеряла связь со своими темнокожими родственниками, ввиду «расовых предрассудков», не одобрявшими ее афро-абхазо-русский брак. Сухумская Нуца оказалась единственной «официальной» современной нам с вами афроабхазкой. Пытался я найти сведения о других ныне живущих «шави-каци», но, увы, так ничего и не обнаружил».

Но многие потомки чернокожих абхазов помнят о своем происхождении.

Так, начальник собеса г. Сухуми Наира Бобылева поздравила чернокожего Бараку Обаму с избранием на пост президента США следующим письмом, опубликованным в газете «Эхо Абхазии», №39 от 11 ноября 2008 года:

«Уважаемый господин Обама!

Я и моя семья присоединяемся к поздравлениям в Ваш адрес, звучащим в эти дни в связи с избранием Вас 44-м президентом США.

Вряд ли Вам известно, что в маленькой стране Абхазии, расположенной на восточном берегу Черного моря, вот уже более полутора веков живут потомки нескольких семей чернокожих рабов. Эти рабы были завезены в 40-е годы XIX века с турецкого невольничьего рынка местным князем и поселены в абхазском селе Адзюбжа. Они заключали браки с местными жителями и по языку, культуре вскоре стали абхазами. Моему прадеду Амберу было 8 лет, когда он попал в Абхазию. Его сын Ширин Абаш родился в 1898 году, а умер в 1958-м, и на его похоронах выступил находящийся в тот момент на отдыхе в Пицунде лидер компартии США афроамериканец Генри Уинстон.

Дочь Ширина Нуца работала акушеркой в адзюбжской больнице, и в 1949 году ее фотопортрет напечатала выходящая в Москве газета «Комсомольская правда». Мой будущий отец Семен Бобылев, живший тогда в российском городе Орле, написал ей письмо, и после пяти лет переписки они поженились и стали жить в столице Абхазии Сухуме. Ныне их уже нет в живых. Как видите, у меня и моего брата Вячеслава, также живущего с семьей в Сухуме, мать была темнокожей, а отец – белым. Сегодня почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сел внешне мало отличаются от аборигенов края, но мы хорошо знаем о своих корнях и чтим память своих предков. В таком духе мы стараемся воспитывать и своих детей. И одновременно мы – патриоты своей родной Абхазии!».

По материалам brainca.com, phenomenonsofhistory.com
Подготовила: Анастасия Куцевич

Мудрость дня

Человеческая жизнь

02.12.2021 • Мудрые мысли

«Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьёзно — смешно. Обращаться несерьёзно — опасно». Рюноскэ Акутагава ... Читать далее

Мы ♥ Ислам

Мы в Telegram

Самые читаемые